Четверг, 24.06.2021, 17:49
   Панаевская школа-интернат
        Официальный сайт. Наш адрес: 629707, ЯНАО, Ямальский р-н, с. Панаевск, ул. Обская, д. 6.
        Тел/факс: +7(34996) 21137, email: 89096ps@mail.ru

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа



Календарь
«  Июнь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930


 Домашнее чтение как технология гуманизации семейной среды

Главная >> Страница психолога >> Родителям >> Домашнее чтение как технология гуманизации семейной среды


 

Во исполнение пункта 14 протокола от 15 октября 2013 г. №20 рабочего совещания при первом заместителе  директора  департамента образования автономного округа по вопросам организации выполнения ГАО УДПО  ЯНАО «РИРО» совместно с департаментом образования автономного округа мероприятий, запланированных на 2013 год  и с целью выполнения Федеральной целевой программы «Русский язык» подготовлены данные методические рекомендации для родителей.

 

Домашнее чтение как технология гуманизации семейной среды   

Все родители хотят, чтобы их дети выросли всесторонне развитыми и эрудированными людьми. Однако желаний, равно как и надежд только на школьное образование, недостаточно. Необходимо, чтобы ребёнок сам стремился к знаниям. А что является источником знаний? Конечно, книга! Все мы знаем, как много важного и интересного можно почерпнуть из книг.   Чтение полезно для общего развития ребенка: расширяет кругозор, обогащает словарный запас, словом, обеспечивает отличную базу для дальнейшего интеллектуального роста. Дети, которые любят читать, быстрее развиваются, у них лучше поставлена речь. 
Но в последнее время наблюдается снижение интереса к чтению.   Многие учителя и родители жалуются, что современные дети и подростки совсем не читают. Дети жалуются, что книги, которые подсовывают им взрослые, –  скучные (и не выдерживают конкуренции с айфонами и компьютерными играми). Конечно, это влияние времени. В обществе уже нет культа книги, как это было лет 20-30 тому назад. Кроме того, наш век  –  информационный. Телевидение, интернет, компьютерные игры сыграли в этом далеко не положительную роль. Дети всё меньше и меньше читают… Необходимо разобраться в причинах детского неприятия книги.    Часть вины лежит на самих родителях, не прививших детям любовь к книге с раннего детства. Если ребенок каждый день видит родителя по три часа сидящим с бутылкой пива перед телевизором, то нетрудно предположить, как он будет относиться к нотациям о пользе чтения. И наоборот, если ребенок часто видит родителей с книгами в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться. Как же помочь ребенку «войти во вкус к чтению»? Начинать надо с раннего детства.
Какие книги больше всего нравятся малышам?
Да, раньше было очень проблематично купить хорошую книгу. Выстраивались километровые очереди, разыгрывались абонементы на подписку писателей-классиков. Сейчас рынок книг невероятно богат. В книжных магазинах  много замечательной литературы для детей самого разного возраста. Что же выбрать малышу? Книжки, соответствующие возрасту ребенка: небольшого формата, с плотными и безопасными страничками, с яркими картинками, с простым, понятным текстом. Неподдельный интерес у малышей вызывают книжки с музыкальным эффектом, с окошками, за которыми прячутся красочные картинки. Не стоит обходить вниманием книжки с пальчиковыми игрушками. Все, что связано с использованием в игре ручек малыша, вызовет восторг. Вспомните, как радуется кроха, когда вы играете в сороку-ворону. 
Выбирая книжку в подарок малышу, думайте о том, что она должна быть радостной и весёлой, текст простым, понятным малышу и вам, а картинки — приятными глазу.
Как правильно читать детям?
У малышей разнообразные вкусы – они любят стихи, песенки, весёлые истории, слушать сказки перед сном. Нужно этим воспользоваться.  Чтение на ночь – очень важный элемент в системе воспитания, а поэтому оно должно стать таким же привычным делом, как умывание и чистка зубов. Самые лучшие книги для этой цели – добрые детские сказки отечественных и зарубежных писателей или короткие рассказы про детей и животных . 
Ребёнок, в силу своего психологического развития, может просить читать одну и ту же любимую книжку десятки раз подряд. Не противьтесь его желанию, ведь в нём скрыт глубокий смысл. Прочитывая одну и ту же историю, раз от раза неизменно заканчивающуюся хорошо, ребенок укрепляется в своих мыслях о стабильности и безопасности мира. 
Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка.   Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в полутёмной комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад. Малыш может быть сосредоточен на книге всего 1-2 минуты. Детям постарше рекомендуется читать не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается.   Пассивно ребенок может слушать  дольше, поэтому  во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш рассматривает иллюстрации, отвечает на вопросы. Чем красивее внешне и интереснее по содержанию будет книга, тем больше шансов на успех. Не следует забывать, что книги должны соответствовать возрасту вашего ребёнка.
Во время чтения желательно сохранять зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения должен сидеть перед ребёнком так, чтобы видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочитанного. 
Читать нужно с выражением, то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в  зависимости от содержания текста. Если текст большой, можно его сократить, коротко пересказать окончание (конечно, для этого необходимо заранее ознакомиться с содержанием). Дети должны понимать смысл  прочитанного. Если вы читаете на ночь, следите, чтобы у истории обязательно был счастливый конец.

Ваш ребёнок научился читать! На первых порах он  должен читать только вслух. Это выработает навык чтения и поможет вам установить, как он понимает прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Обучая детей чтению, опирайтесь на его интересы. Ребёнок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением. Стремитесь к тому, чтобы ваше чтение переросло впоследствии в самостоятельное чтение ребенка. Сначала можно читать по очереди, хотя бы и через строчку, но постепенно нужно отдавать инициативу ребёнку. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным. Чаще хвалите его за выразительное чтение и артистизм, сообразительность и старанье. 
Для побуждения у детей интереса к чтению применяйте мудрую уловку:  остановитесь на самом интересном месте. Заинтересованному ребёнку ничего не останется, как дочитать самому до конца. 
Развивайте воображение ребёнка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, представлять мысленно героев. 
Попросите читать для себя или для бабушки. Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сёстры или друзья. А может, ваша собака или   кошка окажутся большими любителями слушать сказки? 
Принимайте во внимание, что возраст с 7 до 16 лет – это промежуток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует её в течение всей жизни, либо упускает эту возможность.  
Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора. Если ребёнок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него появится любовь к чтению? Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т. п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно. 
Собирайте домашнюю библиотеку. Пусть она будет и не очень большой, но не случайной. Вместе с ребёнком создайте для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения. Соберите дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический и т. д. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними. 
Определите круг читательских интересов своих детей. Им нравятся животные, спорт или волшебство? Удивите их детскими энциклопедиями или журналами, позволяющими получить наиболее полные знания по их интересам, посоветуйте обратиться в библиотеку, где они смогут найти ответы на свои вопросы. Время от времени ходите туда вместе с ними. 
Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Вместе читайте, покупайте, ремонтируйте, обсуждайте прочитанные книги. В этом случае гораздо легче влиять на читательские вкусы ребенка.
Иногда стимулом для чтения может стать ваш рассказ о том, при каких обстоятельствах книга была приобретена, как она попала в ваш дом, у кого побывала до того, как заняла своё место на вашей полке. Не разменивайтесь на мелочи – собирайте те книги, которые прошли проверку временем, вошли в золотой фонд. 
Читайте детям. Читайте вместе с детьми. Читайте книги, которые помогут детям познать этот сложный мир. Прививайте любовь к книге. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким он станет. 


Чем вы можете навредить своему ребёнку

Пытаясь научить слишком многому и слишком быстро, вы можете навредить своему малышу. Не стоит насильно усаживать ребёнка за чтение книг: так вы отобьёте у него весь интерес.
Комиксов, популярных журнальчиков, изобилующих яркими картинками с сомнительным смыслом, а при этом ещё и бедных текстом, следует избегать. Помните о главном: книга должна излучать добро и иметь пусть самый простой, но положительный пример для подражания. 
Наказывать чтением за проступки нельзя! Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге. 
Многие дети (особенно подростки) не любят читать из-за того, что родители   выбирают, что им читать. Этот выбор им не интересен  хотя бы потому, что это не их личный выбор. Поэтому не настаивайте на своём, на ваш взгляд, более интересном варианте. 

За последние годы появилось много книг увлекательных и при этом столь же ценных с литературной точки зрения. Изучите список рекомендованных программных произведений детской литературы для домашнего чтения, соответствующий возрасту вашего ребёнка. Дополнительно ненавязчиво посоветуйте книги, которые  также могут стать интересными для человека 8-14 лет:

Станислав Востоков «Ветер делают деревья» 
Очень смешная книга о шестилетних детях, которые размышляют о смысле бытия, о сложении стихов по методу китайских поэтов-монахов и о том, для чего в манную кашу добавляют комки…Показан мир глазами хорошо развитого шестилетнего мальчика. Книга, в которой можно нарисовать свое генеалогическое древо, поиграть в крестики-нолики и вырезать снежинки из страниц. 
Тимо Парвела «Элла в первом классе» (и продолжение)
"Элла в первом классе" – первая книга серии "Элла и её друзья". В неё вошли три небольшие повести: "Элла и шантажист", "Элла в театре" и "Элла на экскурсии". Элла и её друзья на каждой странице попадают в смешные ситуации. 
Забавные истории про Эллу и её друзей хорошо знакомы финским детям. Написанные простым языком, они предназначены для ребят, которые только научились читать. Автор долгое время проработал учителем начальной школы и не понаслышке знает о непростой и насыщенной событиями жизни первоклассников. Над рассказами Эллы смеются как дети, так и взрослые. По данным библиотек Финляндии, книги про Эллу и её друзей входят в десятку самых читаемых детских книг. 
Кристине Нестлингер «Лети, майский жук»

          Повесть австрийской писательницы Кристины Нёстлингер «Лети,  майский жук!» – книга-воспоминание, книга-переживание, написанная болью сердца, навсегда раненного войной. Весна 1945 года, немецкая семья в Вене. Семья, которая ненавидит войну, Гитлера, пытается выжить, когда нацисты бежали и пришли русские…Описание трогательной дружбы русского солдата и австрийской девочки – самые светлые, щемяще-чистые страницы книги. Повесть К. Нёстлингер говорит о многом: о войне и мире, о людях, разных по своим жизненным установкам и ощущениям, о доброте и любви даже в бесчеловечное время.

Андерс Якобссон, Серен Ульссон «Дневник Берта»
В книге смешно рассказывается об одиннадцатилетнем Берте, который описывает в дневнике свои проблемы и переживания. Мальчишки не ведут дневники, но пятиклассник Берт нарушает это неписаное правило и записывает в дневник события своей жизни. А она у него очень насыщенная. Конечно, вполне может быть, что кому-то проблемы и переживания Берта покажутся ничего не стоящими. Подумаешь, купить подарок девчонке! Подумаешь, нужно носить очки! Подумаешь, не нравится собственное имя! Если вы думаете именно так, вы никогда не были мальчиком 11 лет и никогда не влюблялись. А вот шведские писатели Сёрен Ульссон и Андерс Якобссон были и хорошо помнят это непростое, но замечательное время. Об этом они очень смешно рассказали в своей книге.
Карен Арутюнянц «Я плюс все»
В безмятежную жизнь двенадцатилетнего Гоши врывается первая любовь к однокласснице Ире. Взрослея, он начинает обращать внимание на житейские проблемы родителей, увлекается театром, обретает новых друзей. После предательства Иры по прошествии года, полного ярких событий, к Гоше приходит настоящая любовь. 

Повесть полна оптимизма и смешных ситуаций, гармонично вплетённых в историю, рассказанную от лица самого Гоши.

Теренс Блэкер «Спорим, это мальчик»

         Главный герой вынужден перейти в новую школу под видом девчонки, где он постоянно попадает в трудные и одновременно смешные ситуации. Чтобы завоевать доверие у новой компании, он готов на всё. Ребята дают ему невыполнимое задание…

Альберт Лиханов – «Никто»  (и другие книги)
Его книги о вечных темах – добре и зле, смелости и трусости, надеждах, мечтах, поступках, которые кому-то приносят боль, кому-то счастье, о трудном выборе своего жизненного пути. «Никто» –  одно из самых драматичных произведений А. Лиханова. 
Никто –  кличка, данная главному герою, «выпускнику»  детдома бандитами, расшифровывается просто: Николай Топоров, по имени и фамилии.   Непростая история  мальчишки, который запутался и потерялся  в тот самый момент, когда ему нужно было принимать решение...

Клаус Хагерюп «Маркус и Диана», «Маркус и девочки»
Главный герой романа – смешной, застенчивый, но обаятельный подросток Маркус, известный по книге «Маркус и Диана». У немного повзрослевшего Маркуса по-прежнему хватает жизненно важных проблем. Например, девчонки, из-за которых настоящая мужская дружба под угрозой. Как сохранить и друга, и первую любовь? Этот вопрос каждый из героев забавной и поучительной (для некоторых родителей) книги решает по-своему. 

Романы Клауса Хагерюпа, обладателя престижной Баргеровской премии, можно сравнить с детскими произведениями Роальда Даля и Эриха Кестнера. Истории о Маркусе, действительно, помогают молодому человеку относиться с юмором к сложным житейским ситуациям. А взрослым напоминают о юности и учат понимать повзрослевших детей.  

Жаклин Уилсон –  «Двойняшки» 
(лёгкое чтение для девочек)
Спрашивается, что хорошего в жизни двойняшек? Да всё!  Книги Жаклин Уилсон жизнеутверждающие, современные, рассказывающие о девочках-подростках, об их проблемах и способах решения.
Кэтрин Патерсон «Великолепная Гилли Хопкинс»
Трудно поверить в любовь, когда тебя никогда не любили. Трудно принять её, когда мать живёт вдалеке от тебя, и за три года уже в третий раз ты переезжаешь из одной семьи в другую, но считаешь себя не просто хорошей, а ослепительной, прогремевшей на всю округу, великолепной Галадриэль Хопкинс, «чудовищем Гилли», которую все боятся. И вдруг появляется Дом. Настоящий, с матерью, младшим братом и дядей, где любят и всегда ждут, и готовы принять такой, какая ты есть: обманщица, драчунья и воровка… 
Повесть о трудной девочке, которая пытается обрести чувство дома, несмотря на то, что её постоянно отправляют то к одним, то к другим приёмным родителям из-за её якобы плохого поведения. Гилли начинает ненавидеть окружающих её людей и втайне мечтает вернуться к родной матери, идеализируя её, хотя мать её бросила. 
Хайтани Кэндзиро «Взгляд кролика»
Роман известного японского писателя Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика»  предназначен для среднего и старшего школьного возраста. Очень эмоциональная книга о молодой учительнице Фуми Котани, которая пытается найти в каждом ученике своего сложного класса всё хорошее, научить детей и взрослых добру, дружбе и терпимости.  
В классе у Фуми учится сирота Тэцудзо – молчаливый и недружелюбный мальчик, которого, кажется, интересуют только мухи. Терпение Фуми Котани, её готовность понять и услышать ребёнка помогают ей найти с Тэцудзо общий язык. И оказывается, что иногда достаточно способности одного человека непредвзято взглянуть на мир, чтобы жизнь многих людей изменилась к лучшему.

Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Время всегда хорошее»

Что будет, если девочка Оля из 2018 года вдруг окажется в 1980 году? А мальчик Витя из 1980 года перенесётся на её место? Где лучше? И что такое «лучше»? Где интереснее играть: на компьютере или во дворе? Поначалу им всё кажется ужасным и непонятным, но они со  всем справятся и поймут, что время всегда хорошее.

Стивен и Люси Хокинг «Джордж и тайны вселенной»

Книга о мальчике Джордже и его друзьях, которые с помощью суперкомпьютера познают тайны космоса. У соседа-учёного Эрика есть необыкновенный компьютер, способный в одно мгновение доставить Джорджа и его друзей в любую точку Вселенной. Джордж отправляется в космическое путешествие – мимо планет, сквозь астероидный дождь, на самый край нашей Солнечной системы и за её пределы…Однако кое-кто задумал использовать гениальный компьютер в недобрых целях, и теперь Эрику с Джорджем грозит страшная опасность – чёрная дыра! Захватывающие приключения переплелись в этой книге с научными фактами о нашей Вселенной и с новейшей теорией Стивена Хокинга о чёрных дырах. В книге использованы уникальные снимки из космоса.

Клайв Стэплз Льюис «Хроники Нарнии» 

Древние мифы, старинные предания и волшебные сказки, детские впечатления и взрослые размышления прекрасного английского писателя К. С. Льюиса легли в основу семи повестей эпопеи "Хроники Нарнии", ставшей одной из самых известных и любимых книг детей и взрослых во всем мире. Читая книгу, подростки будут открывать чарующий волшебный мир Нарнии – и  попадут в страну, которую могут по-настоящему увидеть только дети и люди с чистой душой и открытым сердцем.

Джоан Кэтлин Роулинг. Книги о Гарри Поттере  

Книги  о Гарри Поттере  –  эталон литературы для читателей всех возрастов. Книги, сделавшие Джоан Роулинг самым читаемым писателем современности.  

«Гарри Поттер и Философский камень»
Одиннадцатилетний мальчик-сирота Гарри Поттер живёт в семье своей тётки и даже не подозревает, что он – настоящий волшебник. Но однажды прилетает сова с письмом для него, и жизнь Гарри Поттера изменяется навсегда. Он узнаёт, что зачислен в Школу Чародейства и Волшебства, выясняет правду о загадочной смерти своих родителей, а в результате ему удаётся раскрыть секрет философского камня.
«Гарри Поттер и Тайная комната»
История продолжается. Гарри Поттер переходит на второй курс Школы чародейства и волшебства Хогвартс. Эльф Добби предупреждает Гарри об опасности, которая поджидает его там, и просит больше не возвращаться в школу. Юный волшебник не следует совету эльфа и становится свидетелем таинственных событий, разворачивающихся в Хогвартсе. Вскоре Гарри и его друзья узнают о существовании Тайной Комнаты и сталкиваются с новыми приключениями, пытаясь победить темные силы.
Даниэль Пеннак «Как роман»

А вот книгу «Как роман» (автор Даниэль Пеннак, педагог) просто необходимо прочитать родителям и учителям. Ни пересказывать, ни цитировать эту книгу невозможно –  не остановишься.   Пеннак, обращаясь в первую очередь к учителям, пишет о взаимоотношениях ребёнка с книгой и чтением, в частности, о том, почему подростки не любят читать. Автор напоминает нам о том, какими читателями были в юности мы сами; что испытывает ребёнок, впервые прочитавший слово; подробно и очень правдиво показывает момент, когда книга становится для подростка наказанием.  Даниэлю Пеннаку удалось приохотить к чтению целый класс подростков, отвергнутых «хорошими» школами. Он просто читал им вслух. Заставить читать нельзя. Можно только любить чтение вместе с ребёнком. И для того чтобы это не оставалось пустыми призывами, Пеннак напоминает нам, какие права мы сами себе как читатели присвоили: читать по своему выбору, не дочитывать то, что не нравится, перечитывать любимое по многу раз, молчать о прочитанном… И что из этого мы разрешаем ребёнку?

  

Конечно, нужно советовать читать классические, проверенные временем книги, но, к сожалению, эти советы часто не помогают… Чтобы получить удовольствие от «Капитанской дочки», «Войны и мира», надо любить читать, а чтобы полюбить читать, надо начинать с увлекательных книг, от которых не оторвёшься к компьютеру или телевизору. Позднее, когда человек проникнется чтением, он заинтересуется и более глубокой литературой.  

Советы родителям по организации домашнего чтения детей

Совет №1: Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учёбе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей.

Совет №2: Если ваш ребёнок читает в свободное время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите её с ребёнком, оцените её с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу. Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух. Следите, чтобы ребёнок читал книги систематически, желательно каждый день. Пользу приносит только постоянное разностороннее чтение.

СОВЕТ №3: Если вы хотите, чтобы ребёнок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

СОВЕТ №4: Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребёнок чувствовал себя умным и понятливым. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы.

СОВЕТ №5: Прививайте детям гигиенические навыки и привычки: не позволяйте им читать лёжа, во время еды. Приучайте их по окончании чтения класть книгу на место.

СОВЕТ №6: Поощряйте ребенка в посещении библиотеки. Берите его с собой, когда сами идёте в библиотеку. Учите пользоваться её фондами и справочным аппаратом. Выбирайте книги, соответствующие возрасту ребёнка, консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребёнку.

Интернет-ресурсы

Прожирова Т.И.,  доцент кафедры

гуманитарного образования

ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», к.п.н.

Copyright MyCorp © 2021
Поиск
 
Избранное
Сведения об ОО
МИНПРОС РФ
Классному руководителю
ПИТАНИЕ
Обучение
Сетевой Город. Образование
ДО Ямальский район
Доступ к ЦОР




Государственные услуги














 

Архив записей
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0